ЙОМ-КИПУР

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Йом-Кипур — день Искупления и прощения, от ивр. слова «кипур» — искупление, прощение, выкуп. Йом -Кипур выпадает на 10-е число еврейского месяца Тишрей. Согласно еврейской традиции, в Йом-Кипур Вс-вышний взвешивает все поступки человека за прошедший год и выносит ему окончательный приговор, предназначение на следующий год. Хотя Йом-Кипур — это тяжелый пост, который длится чуть больше суток и в который обязаны поститься все евреи (за исключением детей), он считается одним из самых важных, торжественных и светлых праздников в иудаизме. Ведь Йом-Кипур — день раскаяния, молитв, очищения и отпущения грехов, день полного единения между Творцом и еврейским народом.


Если Рош а-Шана касается всего мира, т.к. все человечество проходит перед Вс-вышним, «как овцы перед пастырем», то Йом-Кипур — возможность искупления и очищения, возможность изменить приговор Суда — это особый подарок Всевышнего еврейскому народу. В этот день мы соблюдаем ряд ограничений, — нам запрещены еда, питье, кожаная обувь и мытье, а также все те действия, которые запрещены в Шаббат. И несмотря ни на что, это праздник, центральной темой которого, безусловно, являются наши молитвы.

ДЕСЯТЬ ДНЕЙ РАСКАЯНИЯ

Дни между Рош –а-Шана и Йом-Кипуром называются «Десятью Днями Раскаяния» . Это название напоминает человеку о значении этих дней — периоде между двумя днями суда, Рош-а-Шана, когда выносится приговор, и Йом-Кипуром, когда на нем ставят печать. Вс-вышний любит свой народ и желает не смерти грешника, а его раскаяния и возвращения на праведный путь. Поэтому есть дни, когда Вс-вышний особенно близок к нам и немедленно принимает раскаяние. Молитва и раскаяние помогают всегда, но в эти десять дней они наиболее уместны и принимаются без промедления.

КАПАРОТ

Существует древний обычай - Капарот, символизирующий искупление грехов, который проводят накануне еврейского праздника Йом-Кипур. Слово «капарот» происходит от «капара», что означает очищение, искупление, выкуп (от того же корня — название дня Йом-Кипур, «День Искупления»). Обычай Капарот призван подтолкнуть человека к глубокому осознанию своих грехов и последствий, а также побудить его к полному раскаянию и молитве Б-гу о прощении и очищении. Поэтому очень важно, чтобы во время обряда Капарот у человека были соответствующее намерение и верный настрой. Изначально установленное время для Капарот — перед рассветом в канун Йом-Кипура, ибо в этот период милосердие Всевышнего одерживает верх над Его строгостью. Для исполнения этого ритуала очищения от грехов принято, что мужчина берет петуха, а женщина — курицу

 

Совершающий обряд искупления, произносит три раза: «Вот моя замена. Это вместо меня. Вот мой выкуп. Пусть уделом этого петуха станет смерть, а моим уделом — благополучная долгая жизнь и мир.»

 

После этого птицу надо зарезать и передать нуждающимся. Также можно делать обряд Капарот на деньги. Тот, кто делает капарот на деньги, совершают вращательные движения над головой зажатыми в руках купюрами и произносит: «Вот моя замена. Это вместо меня. Вот мой выкуп. Пусть эти деньги пойдут на благотворительные цели, а моим уделом будет благополучная долгая жизнь и мир». Деньги от капарот также нужно передать нуждающимся

Ритуал «козла отпущения»

С Йом Кипуром связан также ритуал «козла отпущения». В древние времена в Иерусалимском храме первосвященник возлагал руки на голову козла, которого ранее выбрали по жребию, и исповедовал народ. После первосвященник повязывал красную ленточку на рога «козла отпущения». Потом ленточку разрезали надвое; одна часть ее оставалась на рогах козла, а другую привязывали на видном месте у входа в Храм. После этого жертвенное животное сбрасывали в пропасть со скалы. В те годы, когда Вс-вышний прощал грехи еврейского народа и принимал жертву, обе части разрезанной ленты становились белыми, как снег. Весь народ видел это, и сердца людей наполнялись радостью. Ритуал существовал с X века до н.э. Последний «козел отпущения» был принесен в жертву в I веке н.э., в год разрушения Иерусалимского храма.

Поминовение душ

Мудрецы постановили, чтобы в праздники сыновья поминали в молитве своих усопших родителей и совершали в память о них добрые дела (прежде всего — помогали бедным), с тем, чтобы это зачлось усопшим как их заслуга. Есть специальная молитва— Изкор, которая читается сразу же после того, как завершается чтение Торы.Эта молитва читается в конце ряда праздников: в последний день Песах, в Шавуот и в последний день Суккот . Чтение этой молитвы в Йом-Кипур особенно важно, потому что это день прощения, день милосердия, в котором мертвые нуждаются не меньше, чем живые. Их искупление состоит в молитвах и добрых делах, совершаемых ради них живыми. Если родители научили детей молиться и исполнять заповеди, то после их смерти каждая молитва, каждая заповедь, исполненная детьми, вменяется в заслугу родителям.

 

Белая одежда

В наши дни принято надевать в Йом-Кипур белую одежду. Белую — поскольку такую одежду носят ангелы, служащие Вс-вышнему. В этот день принято желать, чтобы был запечатан печатью хороший приговор на следующий год.

Мы желаем всем хорошего приговора - Гмар Хатима Това!