РОШ А-ШАНА
Рош а-Шана – это день начала ежегодного Суда Вс-вышнего над всем миром, над всеми народами, и над каждым человеком в частности. В этот день Вс-вышний рассматривает все поступки человека, совершенные за год, и на их основании выносит приговор на весь следующий год – как мы произносим в молитве, в этот день решается, «кому жить, и кому умереть, кому богатство и кому бедность, кому покой и кому скитания…».
Начиная с Рош а-Шана и до Йом Кипура (дня окончания Суда) все люди «проходят» перед Б-гом как при пересчете, и определяется их судьба на год. Поэтому эти дни называются «Десять дней раскаяния» - это время, когда мы еще можем склонить чашу весов на свою сторону. Не случайно месяц Тишрей соответствует зодиакальному созвездию Весы — символу суда. Мы анализируем свои поступки, стремимся исправить ошибки, просим прощения у других и стараемся простить обиды. Все вместе мы возносим наши искренние молитвы, надеясь на благополучный исход Небесного суда. Мы желаем друг другу Шана това ве метука — сладкого и счастливого года!
ЗАВОВЕДИ И ОБЫЧАИ ПРАЗДНИКА
ЦДАКА
Слово "цдака" происходит от ивритского слова «цдек» («справедливость»). Поделиться с нуждающимся — это, с точки зрения иудаизма, восстановление справедливости. Давая Цдаку, человек выступает посредником между Б-гом и нуждающимся. В канун Рош а-Шана дают больше, чем обычно, денег на цдаку - тем более, что в прежние времена в канун Рош а-Шана было принято поститься, а цдака может заменять пост. В качестве цдаки также принято дарить нуждающимся продукты для праздничной трапезы.
ТРУБЛЕНИЕ В ШОФАР
Шофар — так называется рог, обычно бараний или горного козла, в который трубят на Рош-а-Шана и в течение месяца Элуль, последнего месяца перед Рош-а-Шана. Трубление в шофар является ярким внешним отличием Рош-а-Шана от прочих праздников. Поэтому одно из названий этого праздника— Йом труа [День трубления].
В библейскую эпоху шофар служил для многих целей: в него трубили при выходе на войну, для созыва общины, при обнародовании запретов, для объявления о приближении Субботы и пр. Ныне в шофар трубят в синагогах на протяжении всего месяца Элуль после окончания утренней молитвы в будни, чтобы побудить евреев к раскаянию накануне Дня Суда.
Самая суть Рош-а-Шана как дня Суда выражается в этой особой заповеди — трублении в шофар. «День трубных звуков» и «день памяти о трубных звуках» — так называет Тора день Рош-а-Шана. Мудрецы наши объясняют, что первое из этих названий относится к случаям, когда Рош-а-Шана выпадает на будничный день, — тогда это «день трубных звуков», т.к. действительно трубят в шофар; второе же относится к тому случаю, когда Рош-а-Шана совпадает с субботой, как в этом году, — тогда в «шофар» не трубят, и день этот является лишь «днем памяти о трубных звуках». Звук шофара похож на плач. Сначала тихий и протяжный, — это звук ткия. Потом три частых звука — шварим . А потом, как будто плач усиливается, — это девять коротких отрывистых звуков, труа . На самом деле, этот проникновенный звук напоминает нам о грядущем дне Суда и призывает нас исправить наши поступки.
Как выглядит и звучит шофар можно узнать здесь- https://youtu.be/M7GyKSCUci0
ТАШЛИХ
В Рош а-Шана также произносится Ташлих. Ташлих — это специальный обряд, в который входит молитва и просьба о прощении грехов. Слово ташлих означает «брось», и такое название обряд получил благодаря произносимому в нем отрывку из книги пророка Михи «и брось в пучины морские все наши преступления!»
«Ташлих» — это мольба о прошении и обращение ко Вс-вышнему с просьбой исполнить Его обещание, переданное нам через уста пророка, — выбросить в пучины морские все наши грехи, чтобы больше никогда не вспоминать их. Это — молитва о счастливой, мирной жизни, об исполнении наших желаний к добру.
После этой церемонии принято выворачивать карманы и отряхивать полы одежды как знак того, что мы сбрасываем с себя прошлые грехи, облепившие нас в течение прошедшего года. Это - символ избавления от ошибок. Разумеется, наивно полагать, что, вывернув карманы, можно вытряхнуть из них свои грехи. Это действие в еврейской традиции подразумевает глубокий самоанализ и горячее желание изменить себя к лучшему. Ташлих читают около водоема, причем желательно, чтобы в нем водилась рыба. И вода, и рыба здесь имеют особый смысл. Вода считается символом Торы. Подобно рыбе, которая не может жить без воды, еврей не способен жить без Торы.
Кроме того, глаза рыбы никогда не закрываются, и это напоминает нам, что «глаза» Вс-вышнего - постоянно открыты. Он знает каждое наше движение, каждую мысль.
Есть еще одно объяснение, связанное с этим обрядом. В древности возведение царя на царство происходило возле водоема, например, реки или родника. Провозглашая Вс-вышнего царем в день Рош-а-Шана около водоема, мы признаем Его царскую власть над нами — и нашу зависимость от Его царского милосердия.